/ Новости/ Окрыленный мечтой.

Окрыленный мечтой.

Время героев, обычно ты кажешься прошлым

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы  историей стали давно.

Сегодня, 15 марта исполняется 120 лет со дня рождения- первого летчика башкирской земли,  нашего земляка, уроженца деревни Мурадым, Галея Мухамедьяновича Ишмурзина. Он же первый начальник Уфимского аэроклуба. Удивительно яркий пример того, как в тяжелейших условиях, с минимум ресурсов, буквально в чистом поле можно создать целую отрасль?

Галей Мухамедьянович Ишмурзин родился 15 марта 1903 года в бедной крестьянской семье. В Красную Армию вступил добровольцем в неполных 17 лет, в 1920 году, и записался в отдельную Башкирскую стрелковую бригаду, не раз участвовал в боевых действиях. Вскоре способности молодого красноармейца были оценены, и он получил направление в школу командиров в город Баку, затем в Тифлис. В 1928 году Ишмурзин поступает в военно-теоретическую школу летчиков в городе Борисоглебске. После окончания в 1930 году служит там же курсовым командиром и 1934 году получает направление в школу летчиков в город Оренбург. Наличие серьезной теоретической подготовки и практических полетов открывает перед Ишмурзином широкую дорогу роста.

В 1935 году Галея Ишмурзина направляют в Башкирию в числе «тысячников» для организации в подразделениях ОСОАВИАХИМа массовой подготовки летчиков. Тогда же его назначают начальником Уфимского аэроклуба.
До его прихода аэродром «Забельский» представлял собой обычный пустырь, клуб размещался в старой церкви. Не было опытных кадров — лётчиков и техников, которые могли бы приступить к обучению курсантов. Отсутствовали и учебные самолеты.

И решить все эти вопросы предстояло новому руководителю. Рабочий день Галея Мухамедьяновича, начавшись в Уфе, мог закончиться в любом городе или районе республики: его служебный самолет У-2 знали во всех уголках Башкирии. Придя к руководству клубом, Галей Ишмурзин первым делом поставил условие: прежде всего – строгая дисциплина во всем. И это возымело действие: если в 1935 году, до прихода Ишмурзина в клуб, случилось две аварии, то по итогам 1936-го – ни одной. Да и другие негативные явления удалось изжить. Зато росла численность членов клуба, появились именные парашюты, именные самолеты.

Затем последовало новое назначение на должность начальника отдела авиации при Центральном совете ОСОАВИАХИМа Башкирской АССР. Теперь он работал в масштабе всей республики: необходимо было создать аэроклубы в других городах.

Это сегодня каждый знает, что такое аэроклуб и аэропорт. А тогда, в 30-х, приходилось начинать с нуля. Чтоб создать подобие взлетно-посадочного поля, нужно было созывать субботники и воскресники. «Скоро весна, нужно интенсивно готовиться к полетам, а мы не имеем возможности приступить к ремонту самолетов. Предстоит увеличить подготовку летчиков до 300, но нет четырех классов, ремонтная мастерская все еще только на бумаге», с болью в сердце говорил на собрании Ишмурзин. И вновь стучался в правительственные кабинеты. Ликвидировать поломки, производить ремонт под открытым небом было обычным делом. И люди, увлекаемые романтикой неба, с трудностями не считались. Роптание отдельных недовольных терялось в общем хоре энтузиастов, работа кипела. Галей Мухамедьянович находит поддержку и понимание в союзных министерствах.

И вскоре в небе над Стерлитамаком, Белорецком, Благовещенском и Бирском застрекотали моторы учебных самолетов. В газете «Красная Башкирия» от 18 августа 1939 года в статье комиссара Уфимского аэроклуба Ш. Гайсина приводились такие данные: выпуск пилотов за три года работы Галея Ишмурзина увеличился в 15 раз, самолетный парк расширился в 26 раз, а общее количество парашютных прыжков перевалило за тысячу в год. За период его работы в авиашколе были воспитаны квалифицированные кадры военных летчиков.

К началу Великой Отечественной Войны работы прибавилось. В конце 1941 года в Башкирию эвакуировали Кировский, Железнодорожный и Фрунзенский районные аэроклубы города Москвы. Ишмурзин вел большую работу по подготовке летчиков для фронта. Они в свою очередь внесли весомый вклад в победу СССР над фашисткой Германией.14 летчиков Уфимского аэроклуба, учеников Галея Ишмурзина,были удастоены звания Героя Советского Союза.

Среди них лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза Муса Гареев.

В 1942г. Галею Ишмурзину было присвоено звание майора. 14 августа того же  года погиб в возрасте 39 лет, во время тренировочного полёта в небе близ Стерлитамака, при заходе на посадку самолет перестал слушаться руля. Как было потом установлено, произошел обрыв троса.

Высоко оценены заслуги Галея Мухаметьяновича Ишмурзина перед родиной. 7 мая 1971 г. за героизм и отвагу воспитанников Уфимского аэроклуба, проявленные в годы Великой Отечественной войны, на Бульваре Славы в г. Уфе открыта мемориальная доска. Решением сессии районного Совета от 23 апреля 2004 года его имя присвоено Мурадымовской средней общеобразовательной школе, установлен бюст. В районном центре село Толбазы одна из улиц носит его имя. И в Уфе есть улица летчика Ишмурзина.

Он был для людей олицетворением боевого духа родного края. Он не только обучал первых летчиков, но и проложил первые маршруты во многие районы и города республики. С другой стороны, он был образцом человеческих добродетелей и безупречно преданным существующей системе, служил честно, каковы бы ни были его взгляды. Верность избранной профессии, долгу перед государством и народом, он ставил выше всего. Безмерно любил безбрежное небо, прочность земной тверди и нежность полевых цветов. Шум ровно работающего мотора воспринимал как музыку. И по-мальчишески мог бегать по утренней росе босиком. А общение с односельчанами было для него лучшим праздником.

Поделиться:

Полезные ссылки